Как научить ребенка писать грамотно?
Нередко возникает вопрос: почему многие взрослые,
достаточно образованные,
успешно закончившие школу и институт, так и не научились грамотно писать?
Почему от школьных учителей русского языка и литературы последнее время очень
часто исходит диагноз - "логопедическая дисграфия"? Родители не
должны ответственность за грамотность своих детей полностью перекладывать на
школу, а попытаться помочь ребенку и тем самым избежать многих проблем при
обучении в школе.
Для детей школьного возраста существует методика "орфографического" чтения. За основу берется теория известного в XIX веке исследователя Дмитрия Ивановича Тихомирова, которому в 1888 г. Петербургский комитет грамотности присудил Большую золотую медаль. Ему принадлежат следующие строки: "Если вы хотите, чтобы ваш ребенок грамотно писал, заставляйте его читать, как написано, и не бойтесь, что он будет так же говорить, потому что дети понимают - мы говорим не так, как пишем". Берем небольшой отрывок текста, и предлагаем ребенку прочесть его не так, как мы обычно говорим, а так как пишем, четко проговаривая все слоги. Тем самым задействуется зрительная и слуховая память. И уже при написании диктанта в школе, ребенок про себя проговаривает, как правильно написать это слово. Достаточно уделять этому 5-10 минут в день, но регулярно. Вполне возможно, что такие занятия покажутся ребенку забавными, все зависит от Вашего к ним отношения...
Как
мы усваиваем информацию
Учеба - это процесс, в котором взаимодействуют
различные органы чувств: слух, зрение, осязание, иногда даже обоняние и вкус.
Вот их наиболее распространенное распределение.
Руки - 90% от того, что ребенок сделает сам,
хотя бы один раз - он усваивает. Поэтому старайтесь, чтобы кроха не только
слушал, но и пытался самостоятельно повторить пример, даже если ему кажется
что ничего непонятно. Пусть попробует, а вы при необходимости поможете.
Только не берите инициативу в свои руки при первой же ошибке.
Рот - 70% того, о чем мы говорим -
откладывается в памяти. Пусть ребенок повторяет за вами вслух, а не молча
слушает. Обсуждайте свои действия. Наводящими вопросами подводите ребенка к
правильной мысли, но постарайтесь, чтобы окончательный правильный ответ он
произносил сам.
Уши - лишь 20% того, что ребенок слышит - он
запоминает. Поэтому одних ваших объяснений будет недостаточно.
Глаза - 30% того, что малыш видит - он
усваивает. Рисуйте ему наглядные картинки, объясняющие материал. Только
рисунки должны быть не скучными, а веселыми и оригинальными, тогда у ребенка
будут возникать ассоциации, и он легко поймет материал.
К
какому типу относиться ваш ребенок?
Но у каждого человека какой-то из этих каналов, в
той или иной степени преобладает. Выделяют три основных типа детей по способу
усвоения информации. Рассказывает школьный психолог Лунина Римма:
Кинэстический тип. Люди
этого типа обучаются преимущественно через непосредственное участие и активные
действия. Ребенку необходимо постоянно двигаться, а при разговоре он не может
обойтись без жестикулирования. Он будет хорошо усваивать информацию, если
процесс обучения совмещается с какой-либо деятельностью. Пусть подчеркивает,
меняет краски, раскладывает карандаши или счетные палочки, главное, чтобы его
занятие не отвлекало окружающих. Кинэстетикам требуется спокойное окружение и
возможность движения. Так же не стоит тренировать у кинэстетика усидчивость
во время выполнения домашнего задания. Если такого ребенка насильно
заставлять сидеть сложа руки и слушать учительницу (или маму), он вообще
ничего не запомнит и потеряет интерес к учебе. Он сидит спокойно ровно
столько, сколько может. С возрастом ребенок повзрослеет, и научиться
следовать установленным нормам поведения.
Визуальный тип. Его
основной канал восприятия - зрение. Он с удовольствием рассматривает книжки и
любит смотреть телевизор. Во время объяснения нового материала или раздумывая
над чем-то, малыш постоянно рисует в тетрадки абстрактные картинки. Не
запрещайте, так ему легче сосредоточиться. Дети визуального типа учатся
посредством письма, ему необходимо все самостоятельно записать, чтобы
запомнить. Лучше всего такой ребенок будет воспринимать материал в виде
таблиц, рисунков и с помощью образных ассоциаций. Детям этого типа, в большей
мере, чем другим, нужен свой письменный стол и порядок вокруг, чтобы не
отвлекаться. Хорошим помощником в учебе станут компьютерные программы или
обучающие видео кассеты.
Аудитивный тип. Усваивает
информацию посредством слушания. Дети этого типа обладают обширным словарным
запасом, а так же хорошей памятью на имена и факты. Однако шум, резкие голоса
и даже шепот мешают им сосредоточиться. Поэтому позаботьтесь о создании
спокойной обстановки во время выполнения домашних заданий. Некоторым малышам
наоборот необходим фон - приглушенная спокойная музыка. Пусть ребенок
несколько раз проговорит вслух учебный материал, можно использовать
мини-плейер или магнитофон.
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий